Аудио CD "Красные штаны" закончен и выложен на файлообменники для бесплатного скачивания и прослушивания.
Основная идея работы над диском "Красные штаны" состояла в том, чтобы сделать современные качественные римейки песен, записанных "Кентаврами" в период 1976-1978 годов методом наложения при перезаписи с магнитофона на магнитофон в домашних условиях.
Вкратце история такова.
На идею как бы "студийной" записи меня натолкнул ведущий популярной радиопередачи "Запишите на ваши магнитофоны" Виктор Татарский. В одном из выпусков в комментариях к песне Пола Маккартни с первого сольника он сообщил, что все песни альбома Пол записал сам, дома, с помощью четырехканального магнитофона. Это поразило воображение и потому запомнилось. А когда у меня, а затем и у Саши Азнаурова появились стереомагнитофоны "Юпитер" (лучшие на то время), подумалось, что можно воспроизводя запись на одном магнитофоне и записывая ее на второй одновременно подмешивать к записи новые звуки. Самодельный микшерский пульт у нас уже имелся. Собственные гитары, барабаны, электроорган и пружинный ревербератор добавляли уверенности в себе.
Главную сверхзадачу мы себе поставили такую - попытаться уйти от обычного "живого" исполнения (в три гитары с ударными), добавить в аранжировку перкуссию, больше гитарных партий, больше голосов в вокал и другие новые краски. Это приводило к увеличению количества перезаписей, а в результате к ухудшению качества и громкости звучания более ранних слоев. С этим мы мирились, так как о какой-либо погоне за качеством и не думали. Ну, максимум, одним глазом с переменным успехом следили, чтобы не было переуровня при очередном наложении. Хотя и это нас не миновало. К тому же неподалеку расположенное радиополе, утыканное антеннами-глушилками вражьих радиоголосов, иногда наводило нам странные помехи, приводившие к дополнительному ухудшению качества записей.
Результатом наших усилий (изредка происходивших по выходным дома у Саши Азнаурова) стали одиннадцать песен. Большую часть составляли песни Сергея Попова, которыми мы сильно тогда увлекались.
Тогдашние наполовину экспромтом сделанные аранжировки всегда казались мне небезынтересными. А поскольку сегодня предлагать слушателям эти старые записи несерьезно, я поставил себе задачу все заново переиграть и перепеть, используя современное звуковое оборудование, которое уже не вносит искажений и шумов. Слава компьютерам, слава музыкальным магазинам, набитым гитарами, примочками, пультами, микрофонами и синтезаторами!
И вот эта работа завершена и представляется на суд слушателей.
Пройдемся кратенько по песням.
КРАСНЫЕ ШТАНЫ, или ВОДОВОЗ (Сергей Попов). В начало и в конец добавлены звуковые картины для создания атмосферы. Вступление взято из концертного варианта аранжировки. Убрана долбежка по одной клавише электрооргана с одновременным медленным проквакиванием (Этот эффект оставлен на память в другой песне, ОКНА). Слегка изменен проигрыш. В последний куплет вставлена пара подходящих по смыслу реплик из фильмов "Любовь и голуби" и "Волшебная сила искусства" (Люблю я такие шутки!). В самом конце Георгий Вицин поет дважды одну строчку (взятую из разных фильмов: "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука").
СЕРДЦЕ ЗАЖАВ (Сергей Попов). Аранжировка максимально приближена к оригинальной. Вместо губной гармошки (она еще жива, но уже окончательно не строит) звучит аккордеон.
ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (Сергей Попов). Заменено неудачное соло на клавишах. Добавлен дополнительный придуманный мной куплет, исполняемый без ударных. В остальном аранжировка сохранена.
ЧЕРНЫЙ КИПАРИС (Михаил Сироткин). Аранжировка сохранена за исключением гитарного соло.
ОКНА (Сергей Попов). В основу записи легла концертная аранжировка, так как я не рискнул повторить все те звуки, которые использовали в аранжировке при записи с наложением (летающие по панораме шумы - результат влияния Dark Side Of The Moon, насыщенная перкуссия - влияние Сантаны). Хотя стаккато органа с проквакиванием все-таки вставил, обозначив тем самым некую связь времен.
ОТПУСТИ МЕНЯ (Сергей Попов). По моему мнению - лучшая вещь на диске. Аранжировка сохранена, но гитарные соло - извините. Заменил. Отчего она только выиграла.
ПОРОСЯТА (Михаил Сироткин, стихи С.Я.Маршака). Как и в оригинале, начинается без всяких вступлений с вокала, бас-гитары и маракасов. Потом в каждом следующем куплете добавляется новый инструмент. Исходная поначалу аранжировка затем дополняется свежепридуманными проигрышами в стиле "пионерская плясовая". Я - автор, поэтому делаю с ней что хочу.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ (Сергей Попов). По молодости казалась сатирой, оказалась - жизнь. В исходной аранжировке партию духовых исполняли на губах мы с Сашей (парам-парам, пам, пам, параарам), теперь - синтезатор. Опять заменил гитарное соло на более внятное. В конце звучит бой старинных часов, намекая что день окончен и пора баиньки, а завтра все снова повторится.
ВСЕ НЕ ТАК (Сергей Попов). На оригинальной записи сольные импровизации играют наш тогдашний клавишник Сергей Щедрин (электроорган "Юность" через мою самодельную квакушку) и приглашенный поучаствовать заядлый гитарист Владимир Калмыков, который принес с собой самодельную примочку - квакушку с фузом (которую я потом старательно скопировал и пользовался на концертах). Их импровизации я с большим трудом повторил "близко к тексту" насколько смог. В аранжировке постарался сохранить импровизационную стихийность и нелогичную коду.
ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ (Сергей Попов). Чуть изменил ритмический рисунок для оживления музыкального материала. Традиционно заменил гитарное соло. По настроению подготавливает к следующей, завершающей альбом песне.
ПРОЩАЙТЕ, УХОЖУ (Сергей Попов). Оригинальная аранжировка, придуманная за полчаса до записи (стоял обутый и одетый у выходной двери с гитарой в руках, готов был идти на запись. Придумались другие аккорды на исходную мелодию). Укоротил гитарное соло. Нынче кое-что приукрасил, добавил один нетривиальный аккорд в припев. Песня несет в себе мощный заряд сумасшедшей космической грусти и ощущения разлуки со всем, что дорого. Поэтому поставлена завершающим аккордом в самый конец альбома.
Ну, все что сумел - рассказал. Остальное - в песнях.
Скачать nrg-образ диска (для прожига CD программой Nero) плюс обложки: