Главная
 
История рок-группы "Кентавры"
Вторник, 16.04.2024, 19:54



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории каталога
Рассказывает SirMike [11]
Рассказывает Azno [1]
Рассказывает Сергей Столяров [1]
Рассказывает Валентин Рубанов [2]

Наш опрос
Лучшая песня альбома "Это мой мир"
Всего ответов: 48

Главная » Статьи » Рассказывает SirMike

Звуковое и музыкальное оборудование в те наивные времена.
Звуковое и музыкальное оборудование в те наивные времена.

В школе.


Юрий Иванович Сударкин, а слева - я.

В начале нашей музыкальной "карьеры" у нас были обычные семиструнки по 7 р.50к и отдельно купленные звукосниматели. Первой попыткой звукоусиления было использование школьного усилителя от 16-мм киноустановки. Потом ламповый усилитель, один на всех, был сделан для нас нашим любимым учителем физики Юрием Ивановичем Сударкиным. Колонки, две штуки, были изготовлены нами из добротных толстофанерных ящиков от каких-то приборов, в каждой стояли четыре динамика 4ГД-28, максимально мощные (4 Вт), которые можно было купить в ближайшем радиомагазине на ул. Маршала Бирюзова, 3 (Иногда захожу туда, радиотоваров теперь там почти нет, торгуют мебелью и электротоварами. Раньше к прилавку не протолкнешься сквозь толпу радиолюбителей, сейчас - пусто и уныло. О былом напоминает лишь сохранившаяся по недосмотру надпись на торце дома - "Р_дио", утерявшая одну букву). Кстати говоря, деньги на динамики мы честно заработали, дав с ведома учителей платный (!) концерт для родителей учеников младших классов (Играли Хава-нагилу и Emerson-Lake-Palmer. Охренеть, никакой цензуры!).

Само наличие микрофонов для нас было уже достаточным. О качестве звучания голова не болела. Микрофоны-мыльницы прилагались к ранним советским магнитофонам, которыми мы обзавелись (Гинтарас, Яуза-5, Комета-201, Астра-2), чуть позже где-то раздобыли микрофоны, использовавшиеся водителями отечественных автобусов для объявления остановок.



Тогда в Москве появились уже венгерские "Икарусы" и мы завистливо поглядывали на венгерские микрофоны водителей, звучавшие очень смачно.
Однажды даже был опробован и забракован по причине тусклого звучания студийный ленточный микрофон МЛ-19.
Иногда мы включали микрофоны в трансляционный усилитель ТУ-100, который находился рядом со сценой в комнатушке с гордой вывеской "РаДиОрУбКа" - именно так (см. фотоальбомчик 1-го состава).

Барабан у нас был – от военного оркестра. Тарелка – стальной круг со свалки завода, где мы проходили производственную практику (вследствие наличия проходной со строгим дядькой круг был нахально высунут через щель в заборе, напугав случайного прохожего, потому что при просовывании в щель со звоном выпал на асфальт из газеты, в которую был завернут). Для большей звонкости в нем насверлили дырочек (видны на фотографиях 1-го состава) и насовали винтиков М3 с наживленными гаечками. Во время игры от вибрации гайки откручивались, а винтики выскакивали, поэтому в паузах между песнями барабанщик Саша Лавейкин ползал по сцене и собирал раскатившиеся метизы. Первый наш хай-хэт с целью освоения техники нажимания педали вообще был сделан из деталей детского конструктора, трубки из лыжной палки и (оййй!) двух крышек от больших консервных банок из-под селедки. Правда, быстро был барабанщиком забракован.



Для барабана была изготовлена стойка (сварена Юрием Ивановичем из трех стальных прутов), на которой неизвестным физике способом удерживался в равновесии военный барабан, устрашающе раскрашенный белилами. Иногда к нему привешивался второй барабан из пионерской комнаты, а с другой стороны для равновесия - кувалда. На одном из выступлений после краткого совещания, что и как играть, Юра Сарин пошел на свое место, не заметив, что провод от гитары зацепился за один из трех прутов, и уронил барабан, который покатился со сцены в зал. Из зала все выглядело так. После объявления «выступает ансамбль «Кентавры» начинает открываться занавес, что-то бахает, в образующийся проем выкатывается барабан, после чего занавес стыдливо закрывается. Памятная метка этого падения видна на барабане - выломанный кусок нижнего обода.

Пиротехника - да, черт побери, была и пиротехника. На химическом школьном вечере Саша разбросал вокруг барабана бумажки со взрывчатой смесью из новогодних хлопушек. Во время игры в нужный момент он с размаху давил каблуком очередную бумажку и она иногда взрывалась. После концерта Сашка гордо показывал нам ботинок, на котором полкаблука было оторвано наиболее удачным взрывом.

Клавиши – детский одноголосый электроорганчик PILLE, позаимствованный на время у Виктора Кривченко. Предмет гордости - у других и того не было.


Реверберационная пружинная приставка «Эхо» (26 руб. в универмаге на «Соколе»)- предмет жуткой зависти ансамбля школьников на год младше (по свидетельству Сергея Столярова, участника этого ансамбля, в дальнейшем ставшим «Кентавром»). После выпускного вечера была им продана, но спустя несколько лет вместе с Сергеем вернулась к «Кентаврам» 3-го состава.

В МВТУ имени Баумана.

Казенные усилители и колонки, самодельные в основном, хотя была пара «комбиков» - Электрон-10 – все сильно б.у. Также казенные гитары - Musima и Орфей, барабанная установка, микрофоны и стойки (из магазина фототоваров - в оригинале для экрана диапроектора, на фото внизу хорошо видно, как на крючок стойки надет микрофон), электроорган «Юность».


Юрий Шпаковский. Музима и микрофон МД-59.

Валентин Рубанов и болгарский бас - Орфей.

Михаил Сироткин, орган "Юность", кассетный магнитофон,
самодельный fuzz в черно-белом корпусе от карманного радиоприемника.

Михаил Сироткин после "третьего трудового" семестра (лето после первого курса института, 1969 год) наскреб деньжат на покупную электрогитару, а когда приехал в магазин на Нижней Масловке - там в гордом одиночестве висела одна «Иолана Торнадо». Пришлось купить ее и и мучиться с ней последующие годы (слишком узкий гриф, дребезжащие проволочные контакты под клавишами). Правда внешний вид у нее был достойный.


Чехословацкая гитара Iolana Tornado.

Самодельные усилители требовали постоянного ухода и ремонта, поэтому в поездке агитбригады МВТУ по Новгородской области нас сопровождал инженер Гена Марьясин, имевший способности к починке в полевых условиях и кличку «Крокодил» (в связи с популярным мультиком про Чебурашку), и перманентно получавший в подарок на свой день рождения различных крокодилов, от плюшевых до надувных. Он был прямо с работы срочно направлен к нам для ремонта усилителя – срывался концерт в каком-то районном центре с предполагаемым присутствием местного начальства. Прибыв к нам и быстро приведя технику в порядок, Гена на радостях и для снятия стресса хорошо накушался, не подозревая, что его помощь еще понадобится. Однако во время концерта выпал разъем из колонки, о чем участники ансамбля отчаянной мимикой проинформировали находящихся за кулисами агитбригадовцев. Те среди себя выбрали наиболее технически подкованного Гену и он героически пополз к колонке, которая стояла возле левой кулисы у края сцены. Поскольку его качало, доползя до колонки и прячась за ней, он ее то ли толкнул, то ли прислонился и этот приличных размеров ящик, упав плашмя на рампу, завис над первым рядом зрителей. Гена героически придерживал колонку от окончательного падения в зал и так разволновался, что вместо того, чтобы поднять колонку и вставить, наконец, разъем, на глазах пораженной публики достал сигарету и стал закуривать. Концерт продолжался.

В клубе танкового завода ВЧ 67748.

Начинали с казенных клубных популярных тогда «Электронов-10», постепенно приобретали кинаповские динамики 2A-9, 2A-11, делали колонки, скапливали средства на покупку усилителей – сначала ламповые УМ-50 (один на гитары, другой на вокальные микрофоны). Потом перешли на самодельные усилители, благо в журналах «Радио» публиковались схемы мощных УНЧ (Бать, Середа, Сырицо, Агеев и др.). Один из них моего дизайна и изготовления до сих пор стоит у Саши Азнаурова дома. Логотип "Toshiba" без всяких задних мыслей, но исключительно для завершенности дизайна был вырезан из рекламного листка с какой-то выставки. Над ним вместо банальной лампочки располагается реально работающий цветомузыкальный экранчик.



Казенный электроорган «Юность» с кнопочкой "как бы глиссандо" и ударная установка. Микрофонные стойки – из штативов, купленных в магазине «Фотолюбитель» на Соколе и первоначально предназначавшихся для вешания экрана для просмотра диафильмов. Потом с помощью Сергея Столярова и опытного производства Курчатовского института стойки были модернизированы и доведены почти до уровня покупных. Микрофоны – электретные МКЭ-2. Гитары уже собственные: Иолана Торнадо, Музима Этерна, Бас сначала клубный Орфей скрипичной формы с нелепым крючком на грифе, затем синяя такая пятиугольная лопата Jolana Star Basso IX, умевшая издавать модный некогда звук типа «щелчок».



Пружинный ревербератор от приставки "Эхо" был на мягких подвесах установлен нами в вокальную колонку (сигнал подавался на него с динамика колонки через делитель), а его выходной сигнал подавался на гитарный усилитель. Таким образом выполнялась схема «голос справа, эхо слева», что казалось нам довольно эффектным в то время. Михаил Сироткин смастерил электронную бочку – педаль, включаемую в басовый усилитель, гулко щелкавшую при нажатии. Ее мы таскали на выступления вместо настоящей с целью большей мобильности и музыкально-развитые зрители сильно удивлялись, слыша бочку но не видя оной.

Самодельный пульт на 13 входов и 2 стереовыхода.

Самодельный пульт

Использовался нами как на сцене, так и в записях с наложениями (перезапись с одного магнитофона на другой с одновременным добавлением нового звукового материала). 6 линейных моновходов, используемых и как 3 стереовхода, 4 микрофонных входа и 3 гитарных. Регуляторы уровня и панорамы на всех входах. Возможность переключения каждого гитарного и микрофонного сигналов на второй стереовыход. Регулировка выходных уровней ручками-клювиками (почти как у гитарных комбиков VOX). Стрелочные индикаторы уровня выходного сигнала (измерительные головки разбирались, на красивой светло-зеленой бумажке от рекламного проспекта тушью рисовались шкалы и цифры). Корпус обтянут крепкой пленкой под дерево, под линейными регуляторами панорамы, расположенными для экономии места вертикально (сам придумал) накладка из дюралюминия, отчерненная Сергеем Столяровым на производстве в Курчатовском институте с процарапанными иглой по линейке линиями, образующими шкалы. Пульт стоял на роскошных резиновых ножках от отечественного измерительного прибора.

Пульт вызывал живой интерес у других музыкантов, однако спустя годы морально устарел и был торжественно вынесен на помойку. От пульта осталась лишь эта фотография на память (долгое время с горечью считавшаяся безвозвратно утерянной, однако выпавшая вдруг из пакета с переснятыми схемами усилителей из журнала "Радио").

Для улучшения гитарного звука использовались разнообразные самодельные примочки: фузы, квакушки, автоквакушки и даже просто эмиттерные или истоковые повторители для согласования высокого выходного сопротивления гитар с не очень большим входным сопротивлением усилителей (Во загнул фразу!). На фотографии одна из самодельных приставок - автоквакушка с регуляторами частоты и глубины эффекта.



В конце семидесятых уже можно было при определенном везении купить примочку и в магазине. Уже появлялись отечественные фузы, квакушки, фейзеры.
Наши записи с такой покупной квакушкой у меня сохранились, там прекрасно слышно, как она хрипит и скрипит, поэтому я не спешу их выкладывать. А вот пара отечественных фейзеров украсила наше звучание в студийной записи "Шута".





Категория: Рассказывает SirMike | Добавил: SirMike (02.01.2008) | Автор: Михаил Сироткин
Просмотров: 14921 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 9
8 Лео  
0
Ура) А у меня тоже самопальные примочки есть) и Гитара Музима Де Люкс.... отремонтированная и задиайненная)

9 SirMike  
0
Наш человек! smile

6 Cort  
0
Бальзам на душу...поколение, которое увлеченно строгало гитары и паяло примочки ( у меня была по типу "Гитары-Орган Кетнерса", кто в теме - поймут) ...

7 SirMike  
0
А как же! Читал в свое время журнал Радио, и его (Кетнерса) статья запомнилась, хотя воспроизвести это в железе я так и не решился.

5 Dimon  
0
Спасибо
многое напомнили
самодельные барабаны, гитары Орфей и лопату Musima...

4 SirMike  
0
В то время, как мы пилили и строгали себе гитары из доступных материалов, на заводе Fender в Калифорнии то же самое делалось в промышленных масштабах. Вот бы нам в то время посмотреть этот видеоролик, который я нашел и выложил для скачивания.

3 solid  
0
Спасибо за мемуары, многие выкинутые, или проданные вещи, могли бы сейчас о многом напомнить, но...

2 SirMike  
0
Ну, ты же моложе, должон все четче помнить! Стало быть, МКЭ-2 появились несколько позже.

1 Azno  
0
Думаю, с микрофонами "МКЭ-2" Михаил подзабыл. Совершенно точно я помню две вещи: во-первых, вплоть до пятого состава мы с Сергеем Столяровым пели в МД-59 (см. раздел "Техобеспечение"), а счастливый Михаил Сироткин - в МД-73, измерительный микрофон ухорошенной качественности (см. раздел "Фотоальбом, состав № 4).
А во-вторых, микрофонами "МКЭ-2" мы разжились в магазине "Орбита" (напротив МИДа, за немалые по тем временам деньги) уже в пятом составе. Но всё равно - мы были счастливы, ибо звук их кардинально отличался от динамических и уже престарелых МД-73 и МД-59.
Правда разницу между просто микрофонами (пусть и хорошими) и студийными микрофонами мы прочувствовали после опыта студийной записи.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня на сайте были:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz