Главная
 
История рок-группы "Кентавры"
Пятница, 29.03.2024, 12:41



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории каталога
Рассказывает SirMike [11]
Рассказывает Azno [1]
Рассказывает Сергей Столяров [1]
Рассказывает Валентин Рубанов [2]

Наш опрос
Лучшая песня альбома "Это мой мир"
Всего ответов: 48

Главная » Статьи » Рассказывает SirMike

Миня - мог! или Как я заново изобретал синтезатор Minimoog

Вот она, мечта - синтезатор "Minimoog"


Поскольку я довольно неплохо соображал во всяких транзисторах, микросхемах и прочих кондюках и сопротивителях, то перманентно что-то паял для нужд нашей рок-группы. Сначала изготовлял просто кабели для гитар и микрофонов, затем всяческие квакушки, фузы, "вибрато" и "реверберато", починял и настраивал постоянно барахливший клубный электроорган "Юность".

Впоследствии, купив немецкую Вермону пиано-стрингс и сильно разочаровавшись в ее "искусственном" звучании (не пластмассовом даже, а вовсе уж каком-то пенопластовом), я стал изучать ее электрическую схему и обнаружил точку, в которой при нажатии любой клавиши проскакивал короткий импульс. Этот факт я использовал, сделав приставку, в которой импульс запускал однократный квакающий эффект типа "Взиуууу..." с регулировкой глубины и скорости кваканья. В нее же добавил модуль стереовибрато и в результате тембр Вермоны стал немного лучше.


Самодельный Минимуг, вид сзади.
Я на студии во ВГИКе пишу вступление к песне "Пессимист"


На "Минимуг" я впервые обратил внимание, когда все западные радиостанции дружно принялись крутить "Popcorn" группы "Hot Butter". Это была жутко популярная музычка тогда, в начале семидесятых. Даже фигуристы под нее катались. Один телекомментатор, желая показать свою осведомленность, видимо, прочитав на бумажке "Попкорн - Хот Баттер", гордо произнес в эфир: "Звучит композиция Хотта Баттера". (Это еще что - на раритетной гибкой пластинке "Поющих гитар", что до сих пор живет у меня в шкафу, вообще написано "музыка Тремелоса" про перепевку песни группы Tremeloes "Suddenly You Love Me": "Трудно было человеку десять тысяч лет назад...").


Сравните настоящий синтезатор (вверху) с моей самоделкой (внизу)



Информацию об этом синтезаторе "Минимуге" я собирал по крохам, пытаясь читать статьи и заметки из околомузыкальных журналов соцлагеря.
В тексте на болгарском языке звуки Минимуга характеризовались как "Кваканье на жаби", "Мяучене на котка", "Лай на куче", "Бълбукающе поток" и т.п. (Воспроизвел текст по памяти). Статью на польском упорно переводил во время командировки на полигон под Нижним Тагилом с помощью специально купленного для этого большого польско-русского словаря. Окончательным толчком к разработке послужила ксерокопия мануала с большим рисунком передней панели. Стало ясно, как называется каждый регулятор и теперь можно было домыслить, как они влияют на звук.



В общем-то, передняя панель при вдумчивом изучении позволяет понять из каких модулей сделан Минимуг и как именно они соединены между собой. Слева - генераторы звука, посередине - микшер, справа "огибаторы" (регуляторы атаки-затухания для громкости и тембра).


Позирую в студии ВГИКа

Останавливало отсутствие клавиатуры. Взять ее было негде, но как всегда помог случай. Работал я в это время в одном "ящике" на Войковской, известном в районе как "Вонючка" (видимо, из-за дымящей на окружающие дома высокой трубы). Инженер из отдела, куда я был распределен после окончания института, Витя Петров, который ездил на работу на электричке, сказал, что на помойку возле станции "Красный балтиец" выставили старинный рояль (!!!).
Я уговорил Витьку сбегать со мною туда в обеденный перерыв. На все про все было у нас 45 минут перерыва ("ящик", итить его!). Мы успели добежать туда, собрать все клавиши, в том числе и уже выломанные посетителями помойки и брошенные в лужу, в две большие авоськи, прихватить подклавиатурную станину со штырями, на которую устанавливаются клавиши, а также крышку от клавиатуры, бегом вернуться на работу и все эти дрова сдать в камеру хранения. Бабуля-хранительница была в шоке от такой ручной клади, не хотела брать, еле уговорили. Как я все это вез через весь город домой в метро и в автобусе - не помню. Подозреваю, что вид у меня был дичайший. Но в результате полной рояльной клавиатуры хватило не только на будущий Минимуг но и на еще более будущий стрингс (многоголосный органчик с околоскрипичным звуком - в записях группы не поучаствовал, был вывезен на дачу родственников и продан потом вместе с ней).


В качестве задающего генератора была взята зарубежная схема логарифмического преобразователя напряжение-частота.
Сигнал н
а него поступал с делителя напряжения через контакты клавиатуры, а сами контакты были от релюшек, которыми меня для этой благородной цели щедро снабдил незабвенный Юрий Иванович Сударкин, мой школьный учитель физики. Интегрирующая цепь с переменным резистором на входе преобразователя обеспечивала самый главный прикол Минимуга - глиссандо, то-есть плавное изменение частоты звука при переходе с одной ноты на другую.

На вход этого преобразователя одновременно подавался сигнал от генератора вибрато, обеспечивая частотную модуляцию звука. Второй прикол Минимуга был в том, что частота вибрато регулировалась в огромных пределах, а форма сигнала вибрато могла быть синусоидальной, прямоугольной или пилообразной, что позволяло издавать невообразимые звуки.

Сигнал с преобразователя шел на каскад делителей частоты и двумя галетными переключателями можно было независимо выбирать два диапазона звучания (выше-ниже, октавами).
Дополнительно можно было выбирать форму сигнала в каждом из двух каналов - прямоугольную, пилообразную, треугольную. 
Имелся еще и генератор белого шума, фильтруя который, можно было получать шум ветра (звучит в нашей песне "Пессимист", также шумом имитируются маракасы в песне "Письма"). .

Далее эти три сигнала шли на микшер для смешивания в различных пропорциях, по вкусу. Там к микшеру еще я сделал внешний вход, как и в оригинальном
Минимуге, но ни разу им не воспользовался.

Затем стоял управляемый напряжением фильтр нижних частот типа квакушк
и - третий главный прикол Минимуга. Он позволял "квакать" синхронно с нажатием клавиш, вибрировать тембром от генератора, и перемещать частоту среза вручную регулятором.

Ну и наконец, на выходе всей схемы стоял четвертый главный прикол Минимуга - управляемый напряжением усилитель, формировавший огибающую атака-затухание и одновременно обеспечивавший амплитудное вибрато.

Всю электронную начинку (кроме контактов под клавишами и резисторного делителя) я уместил в откидной коробке над клавиатурой, а всю переднюю сторону коробки занимала панель с органами управления - переключателями и крутилками. Панель соединялась гибким четырехпроводным кабелечком с блоком питания, расположенным слева от клавиатуры.
Галетные переключатели я дорабатывал - разбирал и заменял мощную пружину, подпирающую шарик фиксаторв на более слабенькую, от шариковой ручки, в реультате переключатель повиновался легкому усилию двух пальцев, уже не надо было его клювообразную ручку крепко ухватывать в щепоть.
Вместо перекидных переключателей (в мануале названных "rocker switch" - как звучит!) применил доступные на тот момент отечественные кнопочные переключатели типа П2К.


На съемках рекламного ролика о микшере - пульте "Карат"


Этот самодельный Минимуг активно использовался нами. Любопытный читатель сего рассказика может услышать его звучание в следующих наших записях, помещенных на этом сайте в разделе "Наша музыка":

"Пессимист"
"Секта слепцов" экспериментальная версия
"Шут"
"Человек-петух"



После Минимуга я разработал и изготовил еще один самодельный музыкальный девайс - гитарный эффект-процессор с эффектами амплитудного, фазового и тембрового вибрато,
дисторшна, управляемого фильтра - автоквакушки.



Его звучание можно услышать в следующих наших записях:

"Крест" (гитара Иолана Торнадо - амплитудное вибрато)
"Шут" (гитара Иолана Торнадо - синхронное автовау)
"Кому-татор" (клавиши Вермона Пиано-стрингс, синхронное автовау с долгой атакой и быстрым тембровым вибрато)

После распада группы я начал копить денежки на новые клавиши - Yamaha DX-100 - и поэтому продал и Вермону за полцены, и самодельный Минимуг - за двести рублей какому-то музыкально продвинутому школьнику. Дальнейшая судьба моего Минимуга мне неизвестна.

Накопив три с чем-то тысячи рублей, я купил себе настоящий, не самодельный, синтезатор Yamaha DX-100, который поучаствовал с моей помощью в записях песен Александра Сперанского. Но это уже другая история...


UPD.   Иногда ко мне поступают просьбы поделиться схемами моего самодельного Минимуга. Их можно скачать здесь:

MMinfo.rar

А тут ещё чьи-то схемы модулей Минимуга, взятые мной где-то в интернете:

Synthesizer_Schematics.rar





Категория: Рассказывает SirMike | Добавил: SirMike (29.06.2010) | Автор: Михаил Сироткин
Просмотров: 10305 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 6
6 Саша  
0
Послушал, звук выпуклый, местами горбатый, но класный.

5 Сергей Сироткин  
0
Я и мои предки жили в СПб. Если интересно, можете послушать мои музыкальные экзерсисы: http://www.realmusic.ru/prband
Мы активно используем старые советские синтезаторы.

3 Сергей Сироткин  
0
Здравствуйте, мой дорогой "родственник", тезка моего деда и сына! Как удивительно похожи наши увлечения! Случайно наткнулся на Ваш сайт и был просто ошарашен!
Как жаль, что Ваш "МиниМуг" не сохранился!!! Сейчас он был бы невероятно востребован!

4 SirMike  
0
Приветствую, Сергей!
А может быть, Вы тоже родом с Курганской области...

1 Сергей Попов  
0
Создание такого инструмента - подвиг! Миша, пришли мне текст и фотки, я у себя в ЖЖ выложу:))

2 SirMike  
0
Привет, Сергей!
Чего только не сделаешь при наличии желания!
Текст и фотки выслал. Хотя ты их и отсюда мог бы забрать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня на сайте были:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz