|
В картонной коробочке, в черной бумажечке лежал рулончик светочувствительной черно-белой негативной пленки.
Вот на такую катушку надо было наощупь в темноте намотать отснятую пленку таким образом, чтобы витки пленки не касались друг друга, иначе - брак!
Главное колдовство по изготовлению фотографий происходило с использованием этого таинственного аппарата - фотоувеличителя.
Светочувствительная фотобумага (вскрывать и обрабатывать при красном свете!) превращала малопонятный негатив фотопленки в неожиданно чудесную фотографию.
Позитивная цветная фотопленка для получения слайдов. Печатать фотки не надо - вешай экран метрового размера и развлекай гостей с помощью проектора.
Одна из первых цифромыльниц - 1,3 мегапиксела в кадре, экранчик размером с почтовую марку, в комплекте флеш-карта на восемь кадров.
| | И вспомнил я, что когда-то тоже считал
себя фотолюбителем. Сейчас все кому не лень "фоткают на мобилу", а чуть
более продвинутые пользуют цифромыльницу, имея в своем арсенале такие
немыслимые ранее удобства, как зум, автофокус, встроенная фотовспышка,
не говоря о автоматической установке выдержки, и уж вовсе забыв про
ограничение тридцатью шестью кадрами фотопленки.
А нам, фотолюбителям
начального уровня советской эпохи, перед тем, как нажать на спуск, надо
было прикинуть на глаз расстояние до объекта съемки и покрутить
объектив, потом прикинуть освещенность, выбрать и установить пару
связанных величин - выдержку и диафрагму. Встроенных вспышек не было. На
покупку и таскание с собой дополнительных сумок с фотовспышкой и
коробкой с батарейками для ее питания решались далеко не все. В
результате съемка в помещении далеко не всегда была возможна. Да и сам
получившийся кадр можно было увидеть гораздо позже. Ведь сначала надо
было доснять пленку (емкостью 36 кадров), проявить ее и напечатать
фотографию.
Проявке пленки предшествовала ехидная процедура зарядки отснятой пленки в фотобачок. Это надо было проделывать в полной темноте, наощупь, либо в специальном рукаве из плотной ткани, либо просто, по рабоче-крестьянски, в застегнутом на все пуговицы пальто, просунув руки с бачком и кассетой в рукава снаружи в темную сердцевину завернутого в виде муфты пальто. На катушке бачка одна щечка имела спиральную канавку для укладки пленки, а вторая щечка такой канавки не имела. Иногда это приводило к слипанию витков пленки по одному краю и, соответственно, к порче слипшихся участков при проявлении.
Ну вот, пленка заряжена в бачок и готова к обработке. Уже заранее куплены и в литровых стеклянных банках растворены специальные порошки для проявки и закрепления будущего негатива. Причем, не просто растворены, а растворены в определенной последовательности (сначала содержимое малого пакетика, потом - большого) и в воде определенной температуры. Пошел процесс обработки - проявление, промывка водой, закрепление. Катушку в бачке необходимо крутить за верхнюю часть оси для более равномерной обработки. Затем промывка водой уже на свету с открытой крышкой бачка, разматывание пленки, вывешивание ее для просушки с одновременным нетерпеливым просмотром получившихся негативов. Это волнительный момент - наконец-то можно хотя бы приблизительно оценить результаты съемки.
В те годы я самостоятельно изобрел способ увидеть позитивное изображение на негативной пленке. Для этого я поворачивал высохшую уже пленку эмульсией к себе и смотрел на нее как в зеркало, освещая под нужным углом светом из окна, от люстры и т.п. ("Угол падения равен углу отражения" - этот закон из школьной оптики и из популярного некогда мультфильма помогал правильно расположить глаз, плоскость пленки и источник света).
Следующий этап - печатание фотографий в ванной комнате (необязательно именно там, но удобно). Ванна наполняется холодной водой для промывания отпечатков после проявления и для складирования их там после закрепления.
На ванну клалась доска, на ней располагались главное действующее лицо - фотоувеличитель и две ванночки с растворами. На кронштейн под потолком (для душа) вешался фонарь с красным стеклом. Фотоувеличитель свой я снабдил тумблером-переключателем (от автомобиля "Москвич", между прочим), позволявшим одним легким движением руки включать фотоувеличитель, выключая при этом красный фонарь и наоборот. Содержимое покупных пакетиков с проявителем и закрепителем согласно рецептуре растворялось в воде прямо в ванночках. Пинцет под рукой, прижимная рамка для фотобумаги - на доске фотоувеличителя. Закрываюсь в ванной - поехали!
Аккуратно вставляю негативную пленку в фотоувеличитель, вижу первый кадр, навожу на резкость, произвожу кадрирование, выбирая полезную часть кадра и отсекая все постороннее и второстепенное, оказавшееся в кадре. Выключаю фотоувеличитель, включается красный фонарь. Распечатываю пачку фотобумаги, достаю первый лист. Фотобумага норовит согнуться корытом, поэтому выпрямляю ее, протягивая через кромку доски фотоувеличителя, а потом укладываю ее в фоторамку, которая служит двум целям - не дает загнуться краям бумаги во время экспонирования и образует затем на фотографии элегантную белую рамочку шириной несколько миллиметров.
Время экспонирования выбирается на глазок - 10-20 секунд, делается пробный отпечаток (затем по получившемуся отпечатку это время уточняется). При этом иногда приходится производить плавные таинственные пассы руками, затеняя слишком светлые участки негатива. Затем тумблер - щелк! Загорается красный фонарь, бумага вниз эмульсией в проявитель - шлеп! Пинцетом ее всю утопить - бульк! Она намокает и становится плоской, теперь ее переворачиваю эмульсией вверх и снова в проявитель - жду и наблюдаю постепенное проявление изображения. Изображение проявилось - пинцетом достаю отпечаток - и в ванну на прополаскивание. Затем - в ванночку с закрепителем. Пусть лежит там минут двадцать. Потом вынув из закрепителя и дав ему стечь, кидаю готовую фотографию в воду, заблаговременно налитую в ванну. Некоторые отпечатки делаю по нескольку раз для раздачи друзьям, попавшим в кадр. Кручу пленку на следующий кадр. И так - 36 раз. Всю эту фотопечатную канитель заводить ради одной пленки нелогично. Поэтому затем, как правило, печатаю следующую пленку. Все то же самое - еще 36 раз.
Последняя операция - глянцевание (с одновременной сушкой). Для этого имелся специальный глянцеватель - нагревательная штука с двумя съемными металлическими зеркалами и резиновый валик с ручкой - для накатки мокрых фотографий на зеркало, чтобы не осталось воздушных пузырей. Несколько минут - и восемь фотографий 9 на 12 готовы. Процесс идет быстро.
Самая последняя операция, которую мне подсказал школьный товарищ - обрезка фотографий таким образом, чтобы белая рамочка на отпечатке стала шириной 1 - 1,5 миллиметра. Это придавало фотографии особенно роскошный вид (по сравнению с необрезанной широкой белой рамкой, конечно).
Я не написал еще про очень многое, что должен был знать, понимать и применять фотолюбитель. Чувствительность фотопленки, тип и контрастность фотобумаги ("унибром", "бромпортрет", венгерская "Bromofort"), объектив такой и объектив сякой, переходные кольца для макрофотосъемки, диафрагма-прыгалка, зеркальный фотик "Зенит", мелкозернистый проявитель для пленки, спецсредство "КМЦ" для повышения качества глянцевания, добавление капли шампуня в воду при промывке негативной пленки для исключения появления белого налета. А если я сейчас открою свой справочник фотолюбителя, я вместе с вами узнаю еще массу удивительных сведений.
Но я этого делать не буду по той простой причине, что тот давнишний фотолюбитель советских времен во мне давно уже умер. А вместо этого пойду и выложу этот справочник у себя в подъезде на первом этаже у лифта, авось кому-то станет интересно его полистать.
P.S.
Несколько позднее (для меня в году этак 1970-м) наступила эпоха цветных фотослайдов. Цветная позитивная пленка для получения слайдов (ORWO COLOR, а еще с более сочными цветами - ORWO CHROM, закупавшаяся по случаю блоками по 10 штук, как и сигареты, впрочем), беготня по фотомагазинам в поисках пластиковых рамочек для них, слайд-проектор, приставка для него для просмотра не одиночных слайдов, а кассеты из тридцати слайдов. Пластиковый экран в металлической трубе, до сих пор невыносимо воняющий пластмассой при его раскручивании. самодельная приспособа для копирования слайдов (фанерка, на которой закреплены фотоаппарат с переходными кольцами для макросъемки и рамочка, в которую вставлялся копируемый слайд, в качестве источника света - дневной рассеянный свет из окна). Затем - первая моя цифромыльница Olympus 1,3 Мегапиксела, затем все более продвинутые аппараты и, конечно же, его величество Фотошоп, окончательно похоронившие того школьника-фотолюбителя, о котором я сегодня вспомнил.
|